Стороны обсудили перспективы упрощения процедур и снижения затрат на транзит, особенно на фоне активного использования Азербайджана как логистического хаба для доставки белорусской продукции в Китай. Так, только в этом году уже два контейнерных поезда с белорусским экспортом прошли через территорию Азербайджана, направляясь в Иран, откуда грузы доставлялись морем в КНР.
Белорусская сторона также предложила освободить своих перевозчиков от уплаты дорожных сборов на территории Азербайджана. Напомним, что Беларусь с 2019 года полностью отменила сборы за проезд иностранных автотранспортных средств по своим дорогам. Это создаёт неравные условия, и выравнивание этих требований, по мнению Минтранса РБ, может стать стимулом для роста товаропотока через Азербайджан.
В сложившихся условиях санкционного давления Беларусь была вынуждена переориентировать внешнюю торговлю с запада на восток, сосредоточившись на странах СНГ, Азии и Ближнего Востока. Именно поэтому логистические возможности Азербайджана становятся для неё особенно актуальными. Одним из ключевых направлений в этой новой стратегии стал международный транспортный коридор «Север–Юг», соединяющий Европу с Персидским заливом.
Однако реализация логистических маршрутов по этому коридору пока осложнена отсутствием железнодорожного соединения между городами Решт и Астара на иранско-азербайджанской границе. Строительство этой линии запланировано к завершению в 2028 году, а пока перевозчикам приходится использовать мультимодальные схемы с перегрузкой контейнеров, что увеличивает затраты и логистические риски.
По словам Сергея Дубины, Беларусь заинтересована в выстраивании долгосрочных и прозрачных условий для транспортного взаимодействия с Азербайджаном. Это включает в себя формирование единых ставок за перевозку на всём протяжении маршрута и внедрение общих стандартов в документообороте и оформлении транзита.
Инициативы белорусской стороны направлены на то, чтобы не только упростить правила для участников перевозочного процесса, но и стимулировать экономический рост за счёт увеличения объёмов торговли и транзитных операций. Рост спроса на перевозки между странами ЕАЭС и Азией делает актуальным развитие Восточного, Азово-Черноморского и Каспийского направлений, в центре которых находится Азербайджан.
Таким образом, ожидается, что согласование логистических механизмов и устранение административных барьеров создадут основу для нового этапа транспортного партнёрства между Минском и Баку.