После введённых Джо Байденом ограничений на морские перевозки российской нефти, объёмы поставок в Индию и Китай действительно снизились. В частности, в феврале поставки в Индию упали до 1,43 млн баррелей в сутки, а в Китай — до 969 тысяч. Казалось, это окно возможностей для Эр-Рияда. Но уже в марте ситуация развернулась: экспорт резко вырос — до 1,92 млн баррелей в Индию и до 973 тысяч в Китай, что почти вернуло показатели к уровню 2024 года.
Как отмечают аналитики, Москва оперативно перестроила логистику, введя в строй новые танкеры, не попавшие под санкции, и задействовав страховые компании вне западной юрисдикции. При этом Индия и Китай, не поддержавшие антироссийские меры, продолжили закупки — их энергетическая безопасность оказалась приоритетом. Это позволило сохранить, а в некоторых случаях даже нарастить объёмы экспорта.
Саудовская Аравия, в свою очередь, усилила своё давление: в феврале Эр-Рияд увеличил поставки в Индию на 30%, а в Китай — до рекордных 1,64 млн баррелей. Но несмотря на амбиции, саудитам трудно конкурировать с Россией. По словам экономиста Павла Севостьянова, Россия выигрывает по двум критически важным параметрам — цене и логистике.
Во-первых, российская нефть марки Urals дешевле саудовской Arab Light. При этом скидки, предоставляемые Москве, делают сырьё особенно привлекательным для азиатских партнёров. Во-вторых, российская сторона уже переориентировала свои потоки и построила соответствующую инфраструктуру, в том числе в портах Приморска, Усть-Луги, Новороссийска и Восточного.
В частности, Индия закупает в основном Urals и Arctic Arco, тогда как Китай отдает предпочтение премиальной нефти ВСТО. Совокупно оба государства приобретают до 90% российского нефтяного экспорта. Более того, Индия начала активно перепродавать российское сырьё на внешние рынки, включая Европу, извлекая дополнительную прибыль.
Даже несмотря на санкции, российский нефтяной бизнес продолжает приносить стабильный доход. По данным Минфина, в 2024 году нефтегазовые доходы составили более 11 трлн рублей, что почти соответствует прогнозам.
Саудовская Аравия, обладая огромными добывающими мощностями, продолжит борьбу за долю азиатского рынка. Однако для того, чтобы действительно потеснить Россию, Эр-Рияду придётся или значительно снижать цену, что опасно для бюджета, или инвестировать в более эффективные логистические решения. Пока же Москва уверенно удерживает лидерство, и в ближайшей перспективе вряд ли уступит его без боя.