Во втором чтении Госдума уже утвердила обновлённые параметры бюджета на 2025 год. Согласно ним, дефицит к концу года должен увеличиться до 3,792 триллиона рублей. Это означает, что в оставшиеся месяцы правительству придётся почти полностью сбалансировать доходы с расходами — задача крайне амбициозная.
Эксперты обращают внимание, что при запланированных годовых тратах в размере 42,3 триллиона рублей, на остаток года придётся потратить ещё 24,2 триллиона. Это почти на 4% меньше аналогичного периода 2024 года. Но с поправкой на инфляцию фактическое снижение расходов может составить более 12%, что кажется маловероятным.
По оценкам MMI, реальные траты, скорее всего, превысят 44–45 триллионов рублей, тогда как доходы вряд ли дотянут до 38 триллионов. Таким образом, дефицит может достигнуть 6–7 триллионов рублей — и это ещё оптимистичный сценарий.
Ситуацию осложняет тот факт, что резервы Фонда национального благосостояния почти исчерпаны. Чтобы покрыть дефицит, Минфину придётся активнее выходить на долговой рынок и продавать больше облигаций федерального займа (ОФЗ). Такая стратегия приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляционному давлению.
В этих условиях Центробанку, несмотря на последнее снижение ставки с 21% до 20%, может потребоваться снова ужесточить кредитно-денежную политику. Напомним, что само по себе снижение ставки не является сигналом смягчения политики — особенно на фоне падающих нефтегазовых доходов и сокращения бюджетных поступлений.
Таким образом, угроза роста инфляции и расширяющийся дефицит бюджета создают реальный риск для экономики и для бизнеса, который зависит от предсказуемости финансовой политики государства.