Ранее инвесторы могли рассчитывать на поддержку со стороны города, если на участке возводились объекты логистики, что рассматривалось как вклад в создание рабочих мест. Однако, как пояснили в Департаменте инвестиционной и промышленной политики столицы, сейчас складская отрасль чувствует себя достаточно уверенно и способна привлекать частные средства без бюджетной поддержки.
Отказ от субсидий не касается сегмента light industrial, включающего промышленные парки, производственные площадки и технопарки. Более того, для этих объектов коэффициент, определяющий льготу при переводе земель под жилье, был увеличен с 0,7 до 0,8. Это решение отражает стратегический приоритет Москвы на развитие высокотехнологичных производств и создание новых рабочих мест с добавленной стоимостью.
Параллельно город реализует стратегию по развитию промышленной инфраструктуры до 2030 года, в рамках которой должно появиться 22 новых объекта, рассчитанных на более 17 тысяч высококвалифицированных рабочих мест. Уже заключено 47 соглашений с инвесторами, предусматривающих строительство более 2,4 млн квадратных метров производственно-складской недвижимости. При этом почти 60% от этого объёма занимают склады.
Эксперты утверждают, что в ближайшие годы рынок может начать охлаждаться: хотя в настоящее время строится 1,6 млн кв. м логистической недвижимости, а еще 1,38 млн кв. м — в проектной стадии, наблюдается снижение интереса со стороны арендаторов. Как прогнозирует управляющий партнер Ricci Андрей Постников, объем сделок в сегменте может сократиться на 35–40%, а арендные ставки стабилизируются.
Отмена льгот на фоне замедления роста может изменить поведение девелоперов, заставив их переориентироваться на более выгодные форматы или инвестировать средства более выборочно. Таким образом, рынок логистической недвижимости в Москве вступает в новую фазу — без прямой поддержки города, но с возможностями для самостоятельного развития.