По предварительным оценкам, размер демпфера для бензина может составить около 7,65 тыс. рублей за тонну, что на 7,6% меньше мартовского значения. Для дизельного топлива падение еще более драматично — почти вдвое, до 4,25 тыс. рублей за тонну. Это значит, что апрельская компенсация по дизелю может стать самой низкой с весны 2021 года, а по бензину — с конца 2022 года (если не учитывать исключительный случай в сентябре 2023 года, когда выплаты были нулевыми из-за превышения внутренних цен).
Причины очевидны: с одной стороны, на глобальном рынке наблюдается снижение цен на автобензин и дизель, вызванное ожиданиями замедления роста мировой экономики. С другой стороны, рубль укрепился по отношению к доллару, что делает экспорт менее выгодным и уменьшает разницу между внутренними и внешними ценами — ключевой параметр, влияющий на размер демпфера.
Агентство оценивает, что при апрельских объемах поставок — 3,2 млн тонн бензина и 4,3 млн тонн дизеля — совокупная сумма выплат нефтепереработчикам составит около 43 млрд рублей. Для сравнения, в марте она достигала 63 млрд рублей.
Ситуация вызывает обеспокоенность у участников рынка, так как при дальнейшем снижении субсидий может нарушиться экономическая логика поставок топлива на внутренний рынок. Это может отразиться как на маржинальности компаний, так и на доступности топлива для конечных потребителей.
В Минфине уже ведется работа над корректировкой параметров демпфера. Замглавы ведомства Алексей Сазанов сообщил, что рассматриваются новые предельные отклонения биржевых цен от индикативных, при которых выплаты будут сохраняться. Варианты обсуждаются разные — от 15 до 20% по бензину и от 25 до 30% по дизтопливу.
Ожидается, что решение будет принято на ближайшем совещании у вице-премьера Александра Новака. Участники рынка надеются, что новые правила позволят сохранить поддержку отрасли в условиях нестабильной конъюнктуры и избежать риска дефицита топлива в стране.