Российские производители угля оказались среди самых пострадавших от данной ситуации. На их деятельность негативно повлияли как внешние, так и внутренние факторы. Отказ стран G7 и Европейского Союза от импорта российского угля привел к увеличению затрат на поставки и снижению цен на глобальных рынках. Внутренние проблемы с логистикой усугубляют ситуацию, так как старые транспортные маршруты, ориентированные на Запад, теперь необходимо перенастраивать на Восток, что вызывает дополнительные затраты.
По словам аналитиков, включая партнера компании NEFT Research Александра Котова, угольная отрасль находится в глубоком кризисе, и перспектив для улучшения ситуации не наблюдается. Для многих российских компаний экспорт становится экономически невыгодным, так как цена на уголь не оправдывает высокие логистические затраты, особенно учитывая, что расстояние до портов может достигать пяти тысяч километров.
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов также подтверждает, что с сокращением цен на уголь российским производителям становится все труднее финансировать экспорт коксующегося угля через порты на Северо-Западе и Юге России. Внутреннее потребление рынка слабо, хотя и показало незначительный рост. Основным импортером российского угля остается Китай. Однако увеличить объемы поставок в эту страну не удается из-за ограничений на Восточном полигоне, которые мешают быстрому развитию отрасли.
Несмотря на попытки увеличить экспорт в Китай, текущие условия привели к его снижению в 2024 году до 94 миллионов тонн. Причиной этому стали как падение мировых цен, так и новые пошлины, введенные Китаем на российский уголь. В рамках этих изменений, Монголия успела занять значительную нишу на китайском рынке, что создало тяжёлую конкуренцию для российских угольщиков.
Центральный Банк России отмечает в своих отчетах, что в начале 2023 года добыча коксующегося угля снизилась, что напрямую связано с падением темпов производства стали. Дефицит квот на вывоз угля железнодорожным транспортом также усугубляет ситуацию. На данный момент, такие квоты остаются только для Кемеровской области, в то время как другие регионы, включая Якутию и Бурятию, их утратили.
На фоне этих экономических реалий, аналитик Никанор Халин подчеркивает, что текущая маржинальность экспортных поставок угля находится под огромным давлением из-за высоких дисконтов и падения цен. Многие компании сталкиваются с убытками при поставках на Восток. Кроме того, рост тарифов на перевозки от РЖД также негативно сказывается на рентабельности экспорта.
Родионов считает, что кризис, с которым сталкивается угольная отрасль, является самым серьезным за последние 30 лет. Он настаивает на том, что единственный способ выхода из этой ситуации — это структурный сдвиг, который включает в себя увеличение доли коксующегося угля в добыче и перераспределение географии добычи на восток. Это, по его мнению, поможет снизить логистические затраты. Также он отмечает необходимость отмены низкорентабельной подземной добычи, которая связана с рисками безопасности.
Халин ожидает дальнейшего смещения добычи в сторону коксующегося угля, и рассчитывает на возможное восстановление сектора металлургии в Китае в 2025 году, что может оказать поддержку ценам на металлургический уголь и, следовательно, на российский экспорт.