В своем обзоре «Инфляционные ожидания и потребительские настроения» Центробанк также отметил, что фактическая инфляция, как ее воспринимает население, упала до 15,9%. Индекс потребительских настроений остался без изменений: люди хуже оценивают текущее положение дел, но более оптимистично смотрят в будущее.
Что касается бизнеса, то представители предприятий отмечают снижение ценовых ожиданий, что связано с уменьшением давления издержек. Это, в свою очередь, обусловлено укреплением курса рубля и сокращением потребительского спроса.
Инфляционные ожидания граждан остаются важнейшим фактором, влияющим на решения Центробанка по ключевой ставке. В условиях высокой инфляции, если люди ожидают дальнейшего роста цен, они склонны к увеличению потребления, что разгоняет инфляцию ещё сильнее. Чтобы этого избежать, регулятор вынужден удерживать высокую процентную ставку, стимулируя граждан оставлять деньги на вкладах.
ЦБ объясняет свою текущую политику именно необходимостью снизить инфляционное давление. Если население считает, что деньги на депозитах теряют ценность, это провоцирует рост расходов и, как следствие, инфляцию. В качестве меры сдерживания спроса регулятор поддерживает высокую ставку.
В настоящее время ключевая ставка остается на уровне 21%, при этом Центробанк отметил наличие первых признаков стабилизации, но считает их недостаточно устойчивыми для смягчения денежно-кредитной политики. Тем не менее в Банке России прогнозируют, что к концу 2025 года инфляция может снизиться до 7–8%, если позитивные тенденции сохранятся.
Таким образом, в ближайшее время регулятор продолжит внимательно следить за настроениями населения и уровнем потребительского спроса, оценивая целесообразность возможного пересмотра ставки уже во втором полугодии.