Основная причина их недовольства — экономическая целесообразность. Обе страны активно используют сжиженный природный газ (СПГ) из России, который поступает по морю. Российский газ занимает второе место по объёму поставок в Европу после американского и обеспечивает не только внутренние потребности, но и транзит в соседние государства.
Особую роль играет бельгийский порт Зебрюгге, который до недавнего времени использовался как перевалочная база для СПГ с арктического проекта "Ямал СПГ". Сейчас эти функции частично перешли к российскому северному порту, но Бельгия продолжает зарабатывать на регазификации и реэкспорте газа в Германию, где он заменяет потерянные трубопроводные объёмы.
Франция заинтересована в сохранении поставок по двум причинам. Во-первых, французская Total Energy владеет долями в проекте "Ямал СПГ" и в "Новатэке", главном акционере проекта. Во-вторых, страна также получает российский СПГ для собственных нужд и экспорта. Потеря этих поставок подорвет доходы и стратегические позиции Парижа.
Впрочем, Брюссель старается избежать формального санкционного оформления отказа от газа — такой подход мог бы быть заблокирован странами вроде Венгрии, как уже случалось в 2022 году. Вместо этого Еврокомиссия продвигает запрет под предлогом «зелёной повестки» — в рамках общеевропейского курса на отказ от ископаемого топлива к 2050 году, с приоритетным исключением именно российского газа к 2027 году.
Тем не менее, процедура принятия новых энергетических норм требует лишь простого большинства, а не единогласия, что делает возможным утверждение этой меры вопреки мнению отдельных стран.
Однако энергетический ландшафт Европы остается нестабильным. Есть вероятность, что в случае изменения политической обстановки, такие как завершение конфликта на Украине или смена власти в ряде стран ЕС, курс на жесткий отказ от российского топлива может быть пересмотрен. Технические возможности для возврата газа уже есть — от сохранившихся нитей газопроводов до готовой инфраструктуры СПГ.
Даже если ЕК добьется реализации запрета, эксперты прогнозируют рост цен и появление серых схем поставок — через третьи страны или под видом газа с другим происхождением. Потенциальные посредники, такие как Турция, уже заявляют о готовности стать газовыми хабами, что оставляет шанс на продолжение скрытых поставок.
Очевидно одно: Европа не может полностью отказаться от энергоносителей из России без ощутимых потерь, и экономические интересы начинают перевешивать политические лозунги.