Юрий Станкевич, зампред комитета Госдумы по энергетике, в разговоре с журналистами объяснил этот феномен несколькими причинами. Во-первых, инфляция в стране замедлилась — за неделю она составила всего 0,06%. Во-вторых, предложение топлива превышает спрос благодаря полной загрузке нефтеперерабатывающих заводов и отсутствию их ремонтов. В-третьих, запрет на экспорт бензина для непроизводителей, продленный до конца августа, удерживает запасы внутри страны. Наконец, улучшение новостного фона — возможное соглашение с Украиной о прекращении атак на энергетические объекты — добавляет рынку уверенности.
Сергей Терешкин, глава OPEN OIL MARKET, считает, что договоренности особенно важны для бензина, где избыток всегда был меньше, чем у дизеля. Это может гарантировать стабильное производство в 2025 году. Однако эксперт Дмитрий Гусев из ассоциации «Надежный партнер» указывает: розница пока не реагирует на биржу, потому что спрос еще не разогнался. Аграрии не начали закупки перед посевной, а переход на летний дизель смягчил цены на ДТ. Но как только отгрузки с НПЗ вырастут, проблемы с доставкой — в первую очередь, по железной дороге — снова дадут о себе знать, подтолкнув цены вверх.
Гусев прогнозирует спокойный год для рынка, если не считать логистических сложностей, которые решаются слишком медленно. Терешкин тоже настроен оптимистично: серьезных поводов для резкого роста цен нет, а сокращение субсидий НПЗ вряд ли случится раньше 2026 года. Иное мнение у Сергея Фролова из NEFT Research: он уверен, что розничные цены искусственно сдерживаются регуляторами, чтобы не превышать инфляцию. На бирже же рост уже идет из-за сезонного спроса и повышения акцизов в начале года. Если давление усилится, независимые АЗС могут не выдержать, и их число сократится. Пока точных данных о заправках на 2025 год нет, но с 2020 по 2023 их стало больше на 573, включая зарядки для электрокаров.