Новый вектор «Север-Юг»: зачем России монгольский транзит в обход Китая

Новый вектор «Север-Юг»: зачем России монгольский транзит в обход Китая
Самое популярное
17.08
Россия и ОАЭ объединяются для развития беспилотного транспорта и цифровой логистики
17.08
Россия и Киргизия подписали соглашения на $270 млн: курс на укрепление экономического партнерства
17.08
«Деловые Линии» ускоряют логистику: стартовала экспресс-доставка для маркетплейсов
17.08
С 1 сентября вступает в силу единый транспортный документ: перевозки станут проще и прозрачнее
17.08
Грузоперевозки по сети РЖД упали на 6,2%: внутренняя логистика просела почти на 9%
17.08
Грузооборот российских морских портов снизился: за 7 месяцев потери почти 5%
На Евразийском экономическом форуме в Минске прозвучало неожиданное предложение — расширить международный транспортный коридор «Север-Юг», включив в него Монголию. Инициатива, озвученная главой РСПП Александром Шохиным, ставит перед логистикой новые вызовы и открывает неочевидные перспективы.

Зачем менять проверенную схему?

Традиционно коридор «Север-Юг» включает три основных направления:

  1. Западное (через Азербайджан и Иран)
  2. Восточное (через Казахстан и Туркменистан)
  3. Центральное (по Каспийскому морю)

Все они ведут к иранским портам, откуда грузы морем следуют в Индию. Этот маршрут, инициированный Дели, позволяет сократить время доставки в Европу на 40% по сравнению с путем через Суэцкий канал.

«Мы должны рассматривать меридианные направления шире, — заявил Шохин. — Монголия могла бы стать важной транзитной территорией».

Геополитическая головоломка

Предложение выглядит неоднозначным с географической точки зрения:

  • Монголия граничит только с Россией и Китаем
  • Прямого выхода к Индии нет
  • Индийско-китайские отношения остаются напряженными
  • Горный участок границы между Китаем и Индией сложен для транспорта

Эксперты выделяют несколько возможных сценариев развития:

  1. Создание нового ответвления от классического маршрута
  2. Интеграция с китайской инициативой «Один пояс — один путь»
  3. Развитие альтернативных мультимодальных цепочек

Инфраструктурные вызовы

Для реализации идеи потребуется:

  • Модернизация пограничных пунктов на российско-монгольской границе
  • Инвестиции в железнодорожные ветки
  • Строительство логистических центров
  • Согласование тарифной политики

Уже сейчас монгольское направление активно используется для китайско-российского товарооборота. Только в 2024 году через страну перевезено более 5 млн тонн грузов.

Конкурентная логистика

Инициатива возникает на фоне:

  • Конкуренции между индийским и китайским транспортными проектами
  • Усиления роли России как транзитного хаба
  • Поиска альтернатив традиционным морским маршрутам
  • Растущего товарооборота между ЕАЭС и Южной Азией

«Этот проект потребует серьезной дипломатической работы, — отмечает экономист Михаил Белов. — Но в перспективе он может дать России новые рычаги влияния в регионе».

Перспективы и риски

Потенциальные преимущества:

  • Диверсификация транспортных маршрутов
  • Снижение зависимости от отдельных стран
  • Рост транзитных доходов
  • Развитие приграничных регионов

Основные препятствия:

  • Географическая удаленность от Индии
  • Необходимость масштабных инвестиций
  • Политическая нестабильность в регионе
  • Конкуренция с другими коридорами

Аналитики сходятся во мнении, что окончательное решение будет зависеть от готовности всех заинтересованных сторон к компромиссам и долгосрочным инвестициям.



Сейчас читают