Контейнерный кризис: как изменились грузопотоки через российские порты в 2025 году

Контейнерный кризис: как изменились грузопотоки через российские порты в 2025 году
Самое популярное
02.07
Европа требует золото назад: страх перед США усиливается
02.07
ЕС готовит новый удар: санкции против России могут утвердить уже в июле
02.07
Индекс доллара рухнул до минимума за три года: что это значит для мировой экономики
02.07
СВР: Глобальный Юг теряет доверие к SWIFT из-за санкций ЕС
02.07
ЦБ пересчитал: внешний долг России достиг $317,5 млрд
02.07
Россия ввела санкции против Daimler Truck: автогигант под ударом
Российские транспортные узлы переживают период трансформации. Анализ мультимодальных перевозок за май-июнь 2025 года показывает разнонаправленные тенденции в разных регионах страны.

Балтийский бассейн: первое снижение за два года

Контейнерооборот балтийских портов в мае сократился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 142 тыс. TEU. Это первое падение показателей с апреля 2023 года. Эксперты связывают это с сезонным фактором - в прошлом году после майского пика в 150 тыс. TEU последовало пятимесячное снижение до 130 тыс. TEU.

Тем не менее, за январь-май 2025 года общий объем перевалки в Балтийском бассейне вырос на 8% (761 тыс. TEU). Большой порт Санкт-Петербург увеличил оборот на 9%, тогда как Калининград показал снижение на 2%.

Проблемные направления: Прибалтика и Финляндия

Доставка через порты Клайпеды и Риги столкнулась с рядом сложностей:

  • Увеличение сроков ж/д перевозок через Ригу до 25 дней
  • Досмотры и задержки на литовской границе (до 5-9 дней)
  • Дефицит 20-футовых контейнеров для экспорта
  • Очереди на белорусско-литовской границе (до 560 авто)

Финское направление практически парализовано - работа погранпереходов с Финляндией приостановлена, а сроки доставки через Эстонию достигают 10 дней.

Южное направление: новые проекты и стабильность цен

В отличие от северных маршрутов, южные порты демонстрируют стабильность:

  • Цены на контейнерные перевозки в центральный регион стабилизировались
  • Начался рост спроса на тентованные перевозки из-за аграрного сезона
  • Заключено соглашение о строительстве новой очереди Новороссийского Зернового Терминала

Проект стоимостью несколько миллиардов рублей предусматривает создание современной логистической инфраструктуры для зерновых и масличных культур с вводом в эксплуатацию к 2029 году.

Дальневосточный узел: железнодорожные сложности

Восточное направление столкнулось с рядом системных проблем:

  • Ожидание отправки контейнеров из Владивостока в Москву - 6-10 суток
  • Дефицит тяжеловесных платформ (ожидание до 15 суток)
  • Ограничение информации о движении грузов со стороны РЖД
  • Увеличение сроков оформления документов (до 5 дней)

Особенно сложная ситуация сложилась с отправками в Беларусь - накоплено более 1 поезда, а интервалы между отправками составляют 2-3 недели.

Автоперевозки: островок стабильности

В отличие от проблемных ж/д направлений, автомобильные перевозки демонстрируют относительную стабильность:

  • В Москве и регионах нет дефицита транспорта
  • Тарифы на автовывоз из Петербурга стабилизировались
  • Станции в Беларуси работают в штатном режиме (загрузка за 1-2 дня)
  • Ночные рейсы помогают избегать очередей

Однако эксперты предупреждают: при увеличении судозаходов может возникнуть временный дефицит автотранспорта, поэтому критически важно планировать перевозки заранее.

Перспективы развития

Аналитики прогнозируют, что текущие логистические проблемы будут стимулировать:

  1. Развитие альтернативных маршрутов
  2. Инвестиции в портовую инфраструктуру
  3. Цифровизацию процессов документооборота
  4. Создание резервного парка подвижного состава

Особые надежды возлагаются на новые проекты в Новороссийске, которые должны существенно улучшить ситуацию с перевалкой сельхозпродукции уже в ближайшие годы.