Балтийский бассейн: первое снижение за два года
Контейнерооборот балтийских портов в мае сократился на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 142 тыс. TEU. Это первое падение показателей с апреля 2023 года. Эксперты связывают это с сезонным фактором - в прошлом году после майского пика в 150 тыс. TEU последовало пятимесячное снижение до 130 тыс. TEU.
Тем не менее, за январь-май 2025 года общий объем перевалки в Балтийском бассейне вырос на 8% (761 тыс. TEU). Большой порт Санкт-Петербург увеличил оборот на 9%, тогда как Калининград показал снижение на 2%.
Проблемные направления: Прибалтика и Финляндия
Доставка через порты Клайпеды и Риги столкнулась с рядом сложностей:
- Увеличение сроков ж/д перевозок через Ригу до 25 дней
- Досмотры и задержки на литовской границе (до 5-9 дней)
- Дефицит 20-футовых контейнеров для экспорта
- Очереди на белорусско-литовской границе (до 560 авто)
Финское направление практически парализовано - работа погранпереходов с Финляндией приостановлена, а сроки доставки через Эстонию достигают 10 дней.
Южное направление: новые проекты и стабильность цен
В отличие от северных маршрутов, южные порты демонстрируют стабильность:
- Цены на контейнерные перевозки в центральный регион стабилизировались
- Начался рост спроса на тентованные перевозки из-за аграрного сезона
- Заключено соглашение о строительстве новой очереди Новороссийского Зернового Терминала
Проект стоимостью несколько миллиардов рублей предусматривает создание современной логистической инфраструктуры для зерновых и масличных культур с вводом в эксплуатацию к 2029 году.
Дальневосточный узел: железнодорожные сложности
Восточное направление столкнулось с рядом системных проблем:
- Ожидание отправки контейнеров из Владивостока в Москву - 6-10 суток
- Дефицит тяжеловесных платформ (ожидание до 15 суток)
- Ограничение информации о движении грузов со стороны РЖД
- Увеличение сроков оформления документов (до 5 дней)
Особенно сложная ситуация сложилась с отправками в Беларусь - накоплено более 1 поезда, а интервалы между отправками составляют 2-3 недели.
Автоперевозки: островок стабильности
В отличие от проблемных ж/д направлений, автомобильные перевозки демонстрируют относительную стабильность:
- В Москве и регионах нет дефицита транспорта
- Тарифы на автовывоз из Петербурга стабилизировались
- Станции в Беларуси работают в штатном режиме (загрузка за 1-2 дня)
- Ночные рейсы помогают избегать очередей
Однако эксперты предупреждают: при увеличении судозаходов может возникнуть временный дефицит автотранспорта, поэтому критически важно планировать перевозки заранее.
Перспективы развития
Аналитики прогнозируют, что текущие логистические проблемы будут стимулировать:
- Развитие альтернативных маршрутов
- Инвестиции в портовую инфраструктуру
- Цифровизацию процессов документооборота
- Создание резервного парка подвижного состава
Особые надежды возлагаются на новые проекты в Новороссийске, которые должны существенно улучшить ситуацию с перевалкой сельхозпродукции уже в ближайшие годы.