Суть изменений
Законопроект, внесенный Нижегородским заксобранием, предполагает:
- Запрет на привлечение водителей-ИП и самозанятых
- Обязательное оформление водителей в штат
- Использование только собственного или законно арендованного транспорта
- Исключение посреднических схем в грузоперевозках
Проблемы, которые призван решить закон
Авторы инициативы указывают на несколько острых вопросов:
- Теневая занятость - по данным ФНС, на 6,95 млн грузовиков приходится всего 495 тыс. официальных водителей
- Налоговые схемы - дробление бизнеса для минимизации платежей
- Безопасность - отсутствие контроля за режимом труда и отдыха водителей
- Демпинг - недобросовестная конкуренция за счет серых схем
Мнения экспертов разделились
Сторонники реформы (как президент Iteco Евгений Бабаев) считают, что это:
- Повысит безопасность перевозок
- Увеличит налоговые поступления
- Защитит права водителей
- Очистит рынок от псевдоперевозчиков
Критики (например, президент "Грузавтотранса" Владимир Матягин) указывают на:
- Неизбежный рост цен на перевозки
- Риск сохранения серых зарплатных схем
- Отсутствие решения проблемы почасовой оплаты
- Возможное сокращение числа перевозчиков
Что это значит для рынка?
- Крупные игроки с собственным парком получат преимущество
- Мелкие перевозчики и ИП могут уйти с рынка
- Потребуется пересмотр бизнес-моделей многих логистических компаний
- Возрастет спрос на аренду транспорта с экипажем
- Усилится контроль за режимом труда водителей
Перспективы
Законопроект пока находится на ранней стадии рассмотрения. В комитете Госдумы по транспорту заявили о необходимости тщательного изучения инициативы. Отраслевые эксперты предлагают альтернативные решения, включая создание реестра перевозчиков по аналогии с международными практиками.
Реформа может стать самым значительным изменением в регулировании грузоперевозок за последние годы, но ее окончательная форма и последствия для рынка пока остаются под вопросом.