Еще в 2022 году официальных данных о регулярных китайских перевозках по СМП не было. Но уже в 2023 году компания Newnew Shipping запустила первые 7 рейсов. В 2024 году их количество выросло до 13, с перевозкой около 20 тысяч контейнеров. А в 2025 году в игру вошли новые игроки — Fujian Huihai Shipping и Sea Legend Shipping. Последняя заявляет о доставке из Шанхая и Циндао в Европу за 18 дней, что почти вдвое быстрее маршрута через Суэцкий канал.
Тем не менее, у СМП есть свои ограничения. Основное — короткий навигационный период. Обычные суда без ледового класса могут курсировать лишь с июля по октябрь. Также остаётся проблема инфраструктуры — на маршруте нет портов, способных принимать гигантские суда, а максимальная вместимость судов, прошедших СМП, не превышает 5 тысяч TEU.
Однако потенциал у маршрута внушительный. Россия и Китай планируют строительство ледовых контейнеровозов класса Arc8, которые смогут работать в условиях многолетнего льда. Кроме того, "ГлавСевморпуть", структура "Росатома", активно развивает сервисы по ледокольным проводкам и ведет переговоры с китайскими партнерами о возможности организации круглогодичного судоходства к 2030 году.
Северный маршрут уже сейчас интересен логистическим компаниям как сезонная альтернатива перегруженным или рискованным южным коридорам. Благодаря более короткому пути, экономии времени и возможности избежать политических рисков, связанных с традиционными маршрутами, СМП становится важной частью стратегического планирования поставок.
Пока рано говорить о полном замещении маршрутов через Суэц или Индийский океан, однако уже очевидно, что Северный морской путь перестал быть экзотикой. Это рабочее направление, которое может обеспечить стабильную доставку в течение 4-5 месяцев в году. А в будущем — и дольше.