Суда под прицелом: как атаки и санкции угрожают экспорту российской нефти

Суда под прицелом: как атаки и санкции угрожают экспорту российской нефти
Самое популярное
11.07
ФТС задержала почти 84 тысячи тонн нарушающих правила грузов с начала 2025 года
11.07
Новороссийские таможенники задержали 1320 винтовок, ввезённых с нарушениями из Турции
11.07
Мировая сеть биткоин-банкоматов выросла на 1000 устройств за полгода
11.07
Артур Хейс: Ethereum станет лидером нового цикла и вырастет до $10 000
11.07
Биткоин превысил $118 000: институциональный спрос и поддержка ETF двигают рынок вверх
11.07
Grayscale назвала самые перспективные криптовалюты на III квартал 2025 года
С начала 2024 года резко возросло число инцидентов с танкерами, ранее заходившими в российские порты. Взрывы на борту, попытки задержания и конфискации, а также санкционное давление стали неотъемлемой частью текущего положения дел. Эксперты в области энергетики и судоходства видят в этом элементы гибридной войны, направленной против российской нефтяной логистики.

Один из последних случаев произошёл 27 июня у берегов Ливии — на борту танкера Vilamoura сработало взрывное устройство. Это уже пятый подобный инцидент за последние месяцы. Танкер, ранее заходивший в российский порт Усть-Луга и транспортировавший нефть, стал мишенью, как предполагается, в результате диверсии. Аналогичные эпизоды произошли с судами Seacharm, Seajewel, Grace Ferrum и Koala, большинство из которых связывают с маршрутами, проходившими через российские экспортные терминалы.

Некоторые из задержанных судов, такие как Eventin, Kiwala и Jaguar (переименованный в Argent), попали под санкции ЕС или были временно остановлены властями стран Балтии. При этом зачастую суда не входили в список официальных санкционных объектов, что только усиливает подозрения в целенаправленном преследовании.

По данным компании Ambrey, некий «государственный актор» может вести систематическую кампанию минирования судов, загружающихся в российских портах. Причём, по словам аналитиков, такие атаки не делают различий между российским и иным происхождением нефти — риск одинаково велик для всех.

Аналитики считают, что конечной целью подобных действий может быть повышение стоимости страхования и фрахта на перевозку нефти, что уже отражается на ставках. Так, после одного из инцидентов стоимость фрахта между Новороссийском и Индией подскочила втрое, а дисконт на нефть Urals к Brent сократился вдвое.

Отдельные эксперты полагают, что подрывные действия могут быть связаны с Украиной или внутренними конфликтами в Ливии. Однако доказательств участия какой-либо стороны пока нет. Источники также напоминают о нераскрытых диверсиях на газопроводах «Северный поток», что подчёркивает слабую вероятность того, что атаки на танкеры получат международную правовую оценку.

На фоне нарастающей угрозы, международные организации могут усилить давление на морские поставки из России. Например, в случае экологической катастрофы Международная морская организация может принять меры, ограничивающие движение определённых судов, что создаст новые препятствия для экспорта.

Таким образом, эксперты видят в происходящем системную кампанию давления на так называемый «теневой флот» — суда, которые действуют вне стандартных юридических рамок и обеспечивают экспорт российской нефти в обход санкций. Их целью становятся как собственно российские грузы, так и экспортируемая через российскую инфраструктуру казахстанская нефть.

Ожидается, что при сохранении текущих тенденций экспортные маршруты станут ещё более уязвимыми, а логистические и страховые издержки — значительно выше. Всё это превращает обычные морские перевозки нефти в зону повышенного риска и геополитического противостояния.