По словам эксперта, в августе восемь государств с добровольными обязательствами по сокращению производства нефти — включая Россию, Саудовскую Аравию, Ирак, ОАЭ и других — смогут нарастить объем добычи на 548 тысяч баррелей в сутки, тогда как ранее предполагалось увеличение лишь на 411 тысяч.
Поводом к такому шагу стало обострение ситуации вокруг ядерной программы Ирана, что вызвало скачок цен на нефть марки Brent — от майских 60 долларов до 68 долларов за баррель в июле. Терешкин отметил, что именно такие геополитические кризисы позволяют альянсу гибко корректировать политику без риска дестабилизировать рынок.
Для России расширение квот — позитивный сигнал: рост объемов нефтедобычи позволит укрепить доходную часть бюджета, в которой НДПИ на нефть играет ключевую роль. Несмотря на действующее соглашение о добровольном сокращении на 1,65 миллиона баррелей в сутки до конца 2026 года, страны начали поэтапно его смягчать — с апреля объемы ограничения снижаются.
Однако есть и сдерживающие факторы. Согласно представленным в секретариат ОПЕК данным, план по увеличению добычи не учитывает компенсации за прежнее превышение квот. Поэтому реальный лимит роста составит не более 502 тысяч баррелей в сутки. Так, для России фактическое увеличение квоты составит лишь до 9,181 миллиона баррелей в сутки, а не до 9,344 миллиона.
В мае страны-участницы уже превысили допустимые объемы на 394 тысячи баррелей в сутки, при этом Казахстан вышел за рамки лимита на 433 тысячи. Это частично компенсировали другие страны, но подобные случаи требуют дополнительных корректировок.
Ситуация на мировом рынке нефти остается нестабильной, и дальнейшее поведение цен будет зависеть не только от решений ОПЕК+, но и от геополитических факторов, включая развитие конфликта на Ближнем Востоке и санкционные режимы.