Разгрузка столицы
По словам вице-президента по линейно-логистическому дивизиону FESCO Германа Маслова, значительная часть грузов, поступающих в Москву, предназначена для других регионов России – от Иркутска и Красноярска до Владивостока. Перенаправление этих потоков через Татарстан позволит разгрузить столичную инфраструктуру и оптимизировать логистические маршруты.
Инфраструктурные преимущества
Республика активно развивает мультимодальную транспортную инфраструктуру. Ключевыми объектами стали Свияжский мультимодальный логистический центр и логистический комплекс имени Дэн Сяопина.
Свияжский центр, расположенный на пересечении международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», обладает причалом протяженностью более 2,5 километров и тремя железнодорожными путями. Его мощности позволяют единовременно обрабатывать более 70 вагонов и осуществлять погрузку крупных судов.
Логистический комплекс имени Дэн Сяопина ориентирован на обслуживание Нижнекамского промышленного узла, где к 2030 году объем выпуска продукции достигнет 20 миллионов тонн. К октябю 2025 года здесь планируется достроить складскую инфраструктуру площадью 170 тысяч квадратных метров.
Успехи и перспективы
Уже сейчас новые логистические мощности демонстри impressive результаты. В первом полугодии 2025 года через терминал «Один пояс и один путь» было перевезено 57 тысяч тонн грузов в Китай. Свияжский центр с момента открытия отправил 11,7 тысяч тонн зерна в составе «грузовых экспрессов», что сделало Татарстан лидером по погрузке этой номенклатуры в границах Горьковской железной дороги.
Международное сотрудничество
На форуме было подписано несколько значимых соглашений, включая меморандум о взаимопонимании между ООО «ЛК «Один пояс и один путь» и филиалом ООО «Китайское Шаньдунское общество международного экономического и технического сотрудничества». Документ направлен на развитие контейнерных перевозок и создание современной инфраструктуры.
Правовые вызовы
Несмотря на очевидные успехи, остаются нерешенные вопросы. Как отметил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Ворона, странам необходимо усилить правовое взаимодействие. Требуется больше профессиональных юристов и консультантов, способных работать с инвесторами с обеих сторон.
Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов добавил, что необходимо урегулировать вопросы стандартов перевозок и тарифной политики, а также продолжить цифровизацию логистических процессов.
Стратегическое значение
Развитие Татарстана как логистического хаба соответствует общероссийской стратегии диверсификации транспортных потоков и создания альтернативных маршрутов. Это особенно актуально в условиях перестройки международных экономических связей и усиления сотрудничества с азиатскими партнерами.
Эксперты отмечают, что успешная реализация этих планов позволит не только разгрузить московский транспортный узел, но и создать новые рабочие места, стимулировать экономическое развитие региона и укрепить позиции России в международной логистике.