В апреле 2025 года европейские и западные суда обеспечили до 47% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России, что почти в полтора раза больше по сравнению с январем. В CREA подчеркивают, что доля таких перевозок нефти удвоилась — с 19% до 35%. ЕС намерен усилить давление, ограничив использование своего флота в этих логистических операциях.
Один из вариантов, обсуждаемых в рамках 18-го пакета санкций, — полный запрет на перевозку российской нефти судами стран ЕС или снижение ценового потолка с текущих 60 до 30 долларов за баррель. Такой шаг практически приравнивается к фактическому эмбарго, считают эксперты.
Аналитики предполагают, что текущий рост доли европейских перевозчиков объясняется не только санкциями против теневого флота, но и банальной экономией. На фоне снижения цены на нефть марки Urals — с 58 до 50 долларов за баррель — российские компании стали избегать дорогостоящих услуг судов под "теневыми" флагами и вернулись к легальным перевозчикам.
Однако ЕС намерен перекрыть и этот путь. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, Брюссель имеет все юридические инструменты для запрета своим компаниям участия в транспортировке российской нефти. Такие меры будут эффективнее предыдущих, поскольку не ограничиваются формальными условиями и создают реальный барьер.
Планируется также усиление контроля за проходом через Балтийские проливы. В экспертной среде обсуждается возможность включения в санкционный список конкретных танкеров, которым будет запрещён вход в Балтийское море. Несмотря на юридическую спорность подобных шагов, ЕС может попытаться реализовать их под предлогом экологических или навигационных требований.
Финансовые аналитики, включая представителей "Ренессанс Капитал" и "Финам", считают, что ужесточение санкций приведёт к росту транспортных расходов российских компаний и сокращению предложения танкерных мощностей. В долгосрочной перспективе Россия, вероятно, усилит ориентацию на азиатские направления, создавая собственный флот и альтернативные маршруты.
Сопротивление внутри самого ЕС также возможно — например, со стороны Греции, Словакии и Венгрии, чьи судовладельцы тесно связаны с российским рынком. Однако давление Брюсселя усиливается, и ужесточение ограничений — лишь вопрос времени. Итогом станет рост издержек российских поставщиков, временное снижение экспорта и необходимость перестройки всей системы морской логистики.