ЕС усиливает давление: российским танкерам могут перекрыть Балтику

ЕС усиливает давление: российским танкерам могут перекрыть Балтику
Самое популярное
22.07
Контейнерный коллапс: как новые правила Подмосковья парализуют логистику
22.07
Логистическая революция: как 3PL-операторы захватят половину складского рынка России
22.07
Кыргызстан перекрыл финансовый коридор: как новые правила парализовали расчеты с Россией
22.07
Автопилот для карьеров: Pronto.ai поглощает SafeAI в борьбе за рынок беспилотной спецтехники
22.07
ИИ на страже МКАД: как нейросети упростили оформление пропусков для грузовиков
22.07
Взвешивание на ходу: томские ученые создали революционную систему контроля грузовиков
Европейский союз готовится ввести новый пакет санкций, направленный на ограничение доходов российских нефтяных компаний. Согласно данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), за последние месяцы доля танкеров стран G7 и ЕС в транспортировке российской нефти и нефтепродуктов заметно выросла. Теперь Брюссель намерен закрыть эту лазейку.

В апреле 2025 года европейские и западные суда обеспечили до 47% морского экспорта нефти и нефтепродуктов из России, что почти в полтора раза больше по сравнению с январем. В CREA подчеркивают, что доля таких перевозок нефти удвоилась — с 19% до 35%. ЕС намерен усилить давление, ограничив использование своего флота в этих логистических операциях.

Один из вариантов, обсуждаемых в рамках 18-го пакета санкций, — полный запрет на перевозку российской нефти судами стран ЕС или снижение ценового потолка с текущих 60 до 30 долларов за баррель. Такой шаг практически приравнивается к фактическому эмбарго, считают эксперты.

Аналитики предполагают, что текущий рост доли европейских перевозчиков объясняется не только санкциями против теневого флота, но и банальной экономией. На фоне снижения цены на нефть марки Urals — с 58 до 50 долларов за баррель — российские компании стали избегать дорогостоящих услуг судов под "теневыми" флагами и вернулись к легальным перевозчикам.

Однако ЕС намерен перекрыть и этот путь. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, Брюссель имеет все юридические инструменты для запрета своим компаниям участия в транспортировке российской нефти. Такие меры будут эффективнее предыдущих, поскольку не ограничиваются формальными условиями и создают реальный барьер.

Планируется также усиление контроля за проходом через Балтийские проливы. В экспертной среде обсуждается возможность включения в санкционный список конкретных танкеров, которым будет запрещён вход в Балтийское море. Несмотря на юридическую спорность подобных шагов, ЕС может попытаться реализовать их под предлогом экологических или навигационных требований.

Финансовые аналитики, включая представителей "Ренессанс Капитал" и "Финам", считают, что ужесточение санкций приведёт к росту транспортных расходов российских компаний и сокращению предложения танкерных мощностей. В долгосрочной перспективе Россия, вероятно, усилит ориентацию на азиатские направления, создавая собственный флот и альтернативные маршруты.

Сопротивление внутри самого ЕС также возможно — например, со стороны Греции, Словакии и Венгрии, чьи судовладельцы тесно связаны с российским рынком. Однако давление Брюсселя усиливается, и ужесточение ограничений — лишь вопрос времени. Итогом станет рост издержек российских поставщиков, временное снижение экспорта и необходимость перестройки всей системы морской логистики.



Сейчас читают