Такое расхождение между планом и реальностью стало результатом совокупного воздействия сразу нескольких факторов: рекордно высоких процентных ставок, крепкого рубля и падения мировых цен на ключевые экспортные товары. Золото стало единственным исключением, показав устойчивый рост, в то время как нефть и металлы заметно подешевели.
Бюджет, сформированный в 2024 году, строился на предположении о средней цене нефти в $82 за баррель, тогда как реальный показатель в первом полугодии оказался значительно ниже — всего $71. Аналогично обстоят дела с курсом рубля, который в реальности оказался гораздо крепче заложенного в бюджете — 86,6 против 96,5 рублей за доллар. Также оказались занижены ожидания по ключевой ставке — вместо 15% она поднималась до 21% и снизилась лишь до 20% в июне.
Дополнительная нагрузка легла на бюджет из-за необходимости компенсировать высокие процентные ставки по льготной ипотеке и субсидированным кредитам. По оценкам, такие расходы могут достигать от 600 млрд до 1 трлн рублей в год. При этом доходная часть бюджета просела, главным образом за счёт снижения нефтегазовых поступлений — они оказались на 2 трлн рублей ниже, чем предполагалось в конце 2024 года.
Хотя дефицит был предсказуем, особенно после осеннего скачка ставок, резкость его роста удивила. На июнь 2025 года расходы уже составили 21,3 трлн рублей, что сопоставимо с годовыми показателями. Для того чтобы остаться в пределах установленного дефицита, во втором полугодии потребуется существенно сократить расходы — даже относительно 2024 года.
Однако в этом контексте встает вопрос об эффективности использования средств. Последний отчет Счетной палаты показывает рост дебиторской задолженности и увеличение сроков исполнения контрактов, что свидетельствует о снижении оперативности бюджетных расходов.
Для сравнения: в 2023 году ситуация была аналогичной — за первые месяцы наблюдался значительный дефицит, который к концу года удалось сбалансировать. Но тогда экономика получала мощную государственную поддержку, а доля госуправления в ВВП росла. Сейчас же потенциал дальнейшего роста экономики будет зависеть не от бюджетных вливаний, а от роста инвестиций и потребления.
Прогнозы на второе полугодие остаются осторожными. Минэкономразвития и аналитики Банка России дают схожие оценки по курсу, ставкам и цене нефти, но расходятся в ожиданиях по инфляции и росту ВВП. Это может привести к тому, что фактический дефицит превысит 1,7% от ВВП. Тем не менее, даже в худшем сценарии ожидается, что он не превысит 3%, что позволяет говорить о контролируемости ситуации. Главный вызов — это повышение результативности бюджетной политики и эффективности расходов.