Согласно данным ВШЭ, объем оборота цифровых платформ в России с 2021 по 2024 год вырос более чем в четыре раза — с 2,5 трлн до 10,9 трлн рублей, увеличив свою долю в экономике с 1,9% до 5,5% от ВВП. Это связано с ростом электронной торговли после пандемии и пока относительно мягким регулированием отрасли в сравнении с США и Китаем.
Тем не менее, отсутствие четкой нормативной базы создает риски: утечка данных, злоупотребление монопольным положением и отсутствие защиты потребителей. Исследователи ВШЭ смоделировали шесть сценариев регулирования — от полной свободы до комплексного контроля. Самый жёсткий подход может снизить долю платформ в ВВП почти на 5 процентных пунктов к 2028 году. В то же время умеренное и сбалансированное регулирование, наоборот, способствует росту — до 10% в 2025 году.
В разработанном Минэкономразвития законопроекте, прошедшем первое чтение 9 июля, предусмотрены меры по созданию реестра платформ, обязательной идентификации продавцов и урегулированию споров. Окончательная версия документа уже избавлена от наиболее спорных норм, включая запрет на динамическое ценообразование. Законопроект предусматривает экстерриториальное действие и распространяется также на иностранные платформы.
Эксперты подчеркивают, что сбалансированное регулирование создаёт стабильные условия как для бизнеса, так и для потребителей, обеспечивая правовую определённость и снижая инвестиционные риски. Бизнес-сообщество предлагает усилить поддержку отечественных производителей и продавцов, а также добиться равных условий для всех участников рынка, включая банковский сектор. Ожидается, что второе чтение законопроекта состоится 13 июля.