Одним из ключевых изменений стало устранение различий в размере штрафов в зависимости от наличия специального разрешения. Ранее при одинаковом превышении массы или габаритов наказание было строже, если разрешения не было вовсе. Теперь же установлены фиксированные суммы: например, за перегруз на 10–20% штраф составит 300 тысяч рублей для всех случаев, независимо от наличия документа. Аналогично, при превышении от 20 до 50% санкция составит 450 тысяч рублей, вместо прежних 525 тысяч.
Отдельное упрощение касается ситуации, когда транспорт выходит за пределы допустимых габаритов на менее чем 10 сантиметров — теперь в этом случае штраф накладывается только на владельца грузовика, а не на водителя или юридическое лицо, как было ранее. Штраф при этом составит 150 тысяч рублей.
Интересно, что аналогичные правила уже действуют для иностранных перевозчиков с 2023 года. Нововведение нивелирует различия в подходах и фактически выравнивает условия для всех участников рынка.
Однако вместе со смягчением санкций появилась и новая ответственность. Так, если водитель не остановится по требованию инспектора для прохождения весогабаритного контроля, собственнику транспортного средства может грозить штраф до 600 тысяч рублей. Такая же сумма предусмотрена за нарушение правил движения через зоны автоматического контроля, включая несоблюдение дистанции — метод, которым часто пользуются для обхода взвешивания.
Дополнительно вводится ответственность и для операторов дорог: если они не передадут вовремя данные в систему выдачи спецразрешений, их также оштрафуют. Операторы систем контроля также попадают под контроль — нарушения в их работе теперь регулируются напрямую.
Несмотря на то что некоторые положения закона начнут действовать уже с середины июля, ряд норм вступит в силу только с 1 сентября, в том числе обязательство прохождения контроля по требованию сотрудника.
В результате новый закон, с одной стороны, делает регулирование более справедливым и удобным для российских перевозчиков, а с другой — ужесточает правила игры, направленные на борьбу с системными нарушениями. Таким образом, транспортным компаниям стоит заранее подготовиться к новым условиям, чтобы избежать крупных штрафов и приостановок в работе.