С 2026 года в России заработает единый реестр транспортно-экспедиторских компаний на платформе "ГосЛог". Президент подписал соответствующий закон, который кардинально изменит правила игры на рынке грузоперевозок. Теперь компании, не включенные в реестр, не смогут оказывать экспедиторские услуги.
Ключевые изменения:
- Обязательная электронная подпись для всех документов
- Интеграция с системой электронных перевозочных документов
- Запрет на работу для компаний с судимыми руководителями
- Особые правила для перевозки запрещенных товаров
- Полный переход на цифровой документооборот к 1 сентября 2026 года
Кто попадет в реестр?
Для включения в список компаниям необходимо:
- Быть юрлицом или ИП
- Иметь "чистую" репутацию руководителей
- Не иметь более двух серьезных нарушений за год
Мнения разделились:
За:
"Это очистит рынок от псевдоэкспедиторов, которые только передают информацию, не неся ответственности", - считает Игорь Бурлов из "Арнейс".
Против:
"Резкое введение может вызвать шок, как когда-то система "Платон", - предупреждают эксперты.
Международный опыт:
- В ЕС реестр ERRУ снизил число нелегальных перевозчиков
- В США система FMCSA сократила аварийность
- Индийские E-waybill уменьшили незаконные перевозки на 30%
Что будет с ценами?
Аналитики прогнозируют:
- Краткосрочный рост цен из-за затрат на цифровизацию
- Долгосрочное снижение за счет устранения посредников
- Повышение качества услуг
Риски:
- Технические сбои при внедрении
- Бюрократические проволочки
- Возможность злоупотреблений при включении в реестр
Перспективы:
Для добросовестных компаний изменения откроют новые возможности:
- Повысится доверие клиентов
- Упростится проверка контрагентов
- Снизятся страховые тарифы
"Это шаг к цивилизованному рынку", - резюмирует Олег Слугин из ATC Global Logistics.
Главное, отмечают эксперты, чтобы переходный период был плавным, а требования - разумными. Тогда реформа действительно сделает российскую логистику прозрачнее и технологичнее.