Ранее оплата производилась преимущественно по предоплате, однако сегодня даже крупные ритейлеры и производители требуют отсрочку, ссылаясь на внутренние процессы и логистические сложности. При этом именно эти крупные игроки стали ключевыми источниками просрочек.
Особенно страдают перевозчики, ориентированные на высокооборотных клиентов. По словам представителей «Байкал-Сервис», именно крупные компании с оборотом свыше 500 млн рублей чаще всего оттягивают платежи, в результате чего подрядчики вынуждены покрывать свои издержки за счёт внешнего финансирования.
Для восполнения дефицита средств перевозчики обращаются за кредитами, но высокая ключевая ставка и усиленные банковские требования сделали эти инструменты неэффективными. Процентные ставки доходят до 25% годовых, а банки требуют залог не только от компании, но и от ее владельцев.
Усугубляет положение и необходимость оформления бумажных транспортных документов, что растягивает процесс подтверждения оказанных услуг до нескольких недель. Введение обязательных электронных транспортных накладных в 2026 году должно упростить этот процесс, но до этого времени компании остаются заложниками бумажного документооборота.
Альтернативой кредитам стал факторинг — продажа дебиторской задолженности. Однако он доступен лишь тем, у кого безупречная платежная история. На фоне снижения тарифов, по данным индекса ATI.su на 25 июня, тарифы упали на 6,5%, перевозчики теряют маржинальность и вынуждены распродавать технику по заниженным ценам, иногда в треть от начальной стоимости.
Растущая оборачиваемость денежных средств, достигающая 40 дней, вкупе со снижением объемов перевозок и сокращением ставок, подталкивает рынок к новому витку банкротств, который может начаться уже в третьем квартале 2025 года. Участники рынка бьют тревогу: без системных решений отрасль может столкнуться с масштабным кризисом.