Льготы под нож: как оптимизация соцвзносов ударит по малому бизнесу

Льготы под нож: как оптимизация соцвзносов ударит по малому бизнесу
Самое популярное
27.06
Минус 6%: почему торговля России с Китаем впервые за годы пойдет на спад
27.06
Нефть пытается отыграть потери: рост в пятницу не спасает от недельного обвала
27.06
60% падения: почему китайские автомобили реже едут в Россию
27.06
100 тысяч квадратов автоматизации: Wildberries усиливает позиции в Ленобласти
27.06
Рубль перед выходными: почему юань усиливает давление на российскую валюту
27.06
Контроль на границе: зачем Омской области новый весовой пост у Казахстана
Правительство начало масштабный анализ эффективности льготных страховых тарифов для малого и среднего предпринимательства. По поручению Михаила Мишустина, четыре ведомства должны до апреля 2026 года подготовить предложения по возможной оптимизации этой системы поддержки бизнеса.

Кто сейчас пользуется льготами?
Сегодня пониженная ставка страховых взносов в размере 7,6% доступна для:

  • IT-компаний
  • Резидентов особых экономических зон
  • Предприятий обрабатывающей промышленности (с 2025 года)

Для большинства же субъектов МСП действует дифференцированная система:

  • 30% - для зарплат до 1,5 МРОТ (33 660 рублей)
  • 15% - для выплат сверх этой суммы

Что предлагают изменить?
Александр Калинин из "Опоры России" выступил с рядом инициатив:

  1. Расширить перечень льготных отраслей (металлообработка, производство игрушек, текстиль)
  2. Ввести ограничение - применять пониженную ставку только к зарплатам выше 1,5 МРОТ
  3. Сохранить преференции как стимул для вывода зарплат из тени

Риски реформы
Эксперты выделяют несколько потенциальных проблем:

  • Возможный рост теневых зарплатных схем
  • Увеличение налоговой нагрузки на социально значимые отрасли
  • Снижение конкурентоспособности малого бизнеса
  • Бюрократизация процесса подтверждения льготного статуса

Профессор Александр Цыганов предупреждает: "Любые льготы неизбежно порождают попытки искусственного подведения бизнеса под требуемые критерии. Необходим тщательный анализ реального эффекта от существующих преференций".

Что дальше?
До апреля 2026 года Минфин, Минэкономразвития, Минтруд и ФНС должны:

  • Оценить эффективность действующих льгот
  • Проанализировать возможные последствия изменений
  • Подготовить конкретные предложения по оптимизации системы

Бизнес-сообщество надеется, что реформа не приведет к резкому ухудшению условий для предпринимателей, а любые изменения будут вводиться постепенно с учетом экономической ситуации.