Льготы под нож: как оптимизация соцвзносов ударит по малому бизнесу

Льготы под нож: как оптимизация соцвзносов ударит по малому бизнесу
Самое популярное
10.08
Экспорт падает, импорт растет: ФТС раскрыла новых торговых партнеров России
10.08
ФТС: борьба с «серыми схемами» принесет бюджету 300 млрд рублей
10.08
Ростех: 500 тыс. компаний подключены к системе маркировки товаров
10.08
Триллионные лазейки: как маркетплейсы используют налоговые схемы для демпинга
10.08
10 минут вместо часа: как ФТС хочет ускорить прохождение границы в 6 раз
10.08
Роботы вместо подчиненных: каждый 20-й логист станет оператором автономных систем к 2030 году
Правительство начало масштабный анализ эффективности льготных страховых тарифов для малого и среднего предпринимательства. По поручению Михаила Мишустина, четыре ведомства должны до апреля 2026 года подготовить предложения по возможной оптимизации этой системы поддержки бизнеса.

Кто сейчас пользуется льготами?
Сегодня пониженная ставка страховых взносов в размере 7,6% доступна для:

  • IT-компаний
  • Резидентов особых экономических зон
  • Предприятий обрабатывающей промышленности (с 2025 года)

Для большинства же субъектов МСП действует дифференцированная система:

  • 30% - для зарплат до 1,5 МРОТ (33 660 рублей)
  • 15% - для выплат сверх этой суммы

Что предлагают изменить?
Александр Калинин из "Опоры России" выступил с рядом инициатив:

  1. Расширить перечень льготных отраслей (металлообработка, производство игрушек, текстиль)
  2. Ввести ограничение - применять пониженную ставку только к зарплатам выше 1,5 МРОТ
  3. Сохранить преференции как стимул для вывода зарплат из тени

Риски реформы
Эксперты выделяют несколько потенциальных проблем:

  • Возможный рост теневых зарплатных схем
  • Увеличение налоговой нагрузки на социально значимые отрасли
  • Снижение конкурентоспособности малого бизнеса
  • Бюрократизация процесса подтверждения льготного статуса

Профессор Александр Цыганов предупреждает: "Любые льготы неизбежно порождают попытки искусственного подведения бизнеса под требуемые критерии. Необходим тщательный анализ реального эффекта от существующих преференций".

Что дальше?
До апреля 2026 года Минфин, Минэкономразвития, Минтруд и ФНС должны:

  • Оценить эффективность действующих льгот
  • Проанализировать возможные последствия изменений
  • Подготовить конкретные предложения по оптимизации системы

Бизнес-сообщество надеется, что реформа не приведет к резкому ухудшению условий для предпринимателей, а любые изменения будут вводиться постепенно с учетом экономической ситуации.



Сейчас читают