География грузопотоков: новые лидеры и аутсайдеры
Аналитики отмечают существенные изменения в структуре контейнерных перевозок:
- Экспорт вырос на 8% (818 тыс. TEU)
- Импорт сократился на 5% (1,122 млн TEU)
- Транзит уменьшился на 4% (240 тыс. TEU)
- Внутренние перевозки упали на 13% (491 тыс. TEU)
Наиболее динамично развиваются сухопутные направления:
- Рост экспорта через погранпереходы — 17%
- Увеличение отправок через дальневосточные порты — 9%
- Прирост грузопотока через Новороссийск — 5%
При этом балтийские порты потеряли 8% экспортного объема, но увеличили импорт на 13%. Дальневосточные терминалы, напротив, столкнулись с 16-процентным снижением ввоза грузов.
Майский спад: сезонность или тренд?
Отдельного внимания заслуживают данные за май 2025 года:
- Общее падение перевозок — 6,9%
- Снижение до 540 тыс. TEU
- Усиление негативной динамики по сравнению с годовым показателем
Эксперты связывают это с несколькими факторами:
- Сезонным сокращением импорта
- Переориентацией части грузопотоков
- Изменениями в логистических цепочках
- Экономическими санкциями и ограничениями
FESCO: портрет ключевого игрока
Транспортная группа, предоставившая аналитику, сама является крупнейшим оператором рынка:
- Владеет Владивостокским морским торговым портом
- Управляет терминалами в 4 городах
- Располагает парком из 200 тыс. контейнеров
- Имеет собственный флот из 30 судов
- Контролируется "Росатомом" (92,5% акций)
"Мы наблюдаем перестройку логистических маршрутов, — отмечают в компании. — Если традиционные направления сокращаются, то новые коридоры демонстрируют двузначный рост".
Перспективы рынка
Отраслевые аналитики прогнозируют:
- Дальнейшее развитие восточного направления
- Усиление роли сухопутных переходов
- Снижение зависимости от балтийских портов
- Рост перевалки через Каспий
- Развитие Северного морского пути
При этом общий объем рынка в 2025 году может остаться на уровне прошлого года или показать незначительное снижение. Основной драйвер роста — экспортные операции, которые компенсируют падение других сегментов.