Речь идет о тяжелых грузовиках с разрешенной массой более 12 тонн, которые эксплуатируются на природном газе. Инициатива включена в дорожную карту проекта, и ее реализация будет зависеть от оценки экономических последствий. Окончательное решение ожидается после анализа, который должны провести Минэнерго России совместно с региональными органами власти. Доклад по итогам анализа должен быть представлен в правительство к сентябрю 2025 года.
Если предложение будет одобрено, это может стать мощным стимулом к переводу автопарка на экологически чистое топливо. Напомним, что система «Платон» взимает плату за проезд с грузовиков, превышающих 12 тонн, по федеральным трассам. Эти средства направляются в бюджет для последующего ремонта и содержания дорог. В настоящее время многие перевозчики выражают обеспокоенность высокой финансовой нагрузкой от «Платона», особенно в условиях роста штрафов и потенциальной отмены понижающего коэффициента, действующего в расчетной формуле.
Инициатива о предоставлении льгот газомоторному транспорту может изменить логистический рынок. Она станет дополнительной мотивацией для перехода на газ, особенно если удастся добиться освобождения от платы за проезд по всем платным дорогам страны, включая региональные участки. Также рассматривается вариант отмены транспортного налога и бесплатного доступа к городской парковке, что существенно снижает эксплуатационные затраты.
Среди плюсов газомоторных машин отмечают меньший экологический вред, снижение затрат на топливо и поддержку отечественного производства газового оборудования. Тем не менее, для широкого внедрения требуется инфраструктура — сеть заправок, сервисов и надежные поставки топлива.
Если проект будет утвержден, Россия сделает шаг к стимулированию экологически ответственного транспорта и снижению углеродного следа. При этом важно, чтобы реализация льгот сопровождалась развитием логистической инфраструктуры, чтобы бизнес мог эффективно перейти на газ.