По словам Евгения Дятлова, возглавляющего международное направление FM Logistic в РФ, проблемы касаются множества категорий грузов, включая продукцию с магнитными элементами, электротехнику, сплавы, товары с батарейками, а также все сборные грузы с большим количеством товарных позиций. Под особый надзор попали изделия, содержащие редкоземельные элементы или требующие специфических документов, что делает их уязвимыми к дополнительным проверкам и даже экспертизам.
Если при досмотре возникают подозрения, товар могут отправить на дополнительную экспертизу, что задерживает фуру на 15-30 дней. В случае выявления несоответствий — штрафы, аннулирование деклараций и возврат товара в Китай. Такие меры, по мнению экспертов, могут быть вызваны не только формальной необходимостью соблюдения внешнеполитических ограничений, но и попытками поддержать казахстанские транспортные компании.
Представитель «Юнитрейд» Кирилл Лахин подтверждает: под тщательные проверки попадают товары 84-й и 85-й товарных групп, а также одежда, где проверяются маркировки и наличие контрафакта. Подобная ситуация не нова — с 2022 года подобные всплески контроля происходят регулярно.
Из-за этих трудностей логисты все чаще советуют использовать альтернативные маршруты: через МАПП «Забайкальск» на российско-китайской границе или транзитом через Монголию. Это особенно актуально для грузов, чувствительных к срокам доставки или содержащих технически сложные компоненты.
Дополнительные затраты не заставили себя ждать: по оценкам экспертов, тарифы на перевозки через Казахстан за последние недели выросли на 45-50 тысяч рублей. При этом простаивающие на границе машины приносят убытки до 25 тысяч рублей в день. Даже в случае, если никаких проблем с грузом нет, общее время в пути увеличилось с 18-20 до 23-25 дней.
Таким образом, стабильной ситуации в логистике через Казахстан по-прежнему нет. Пока рекомендации профессионального сообщества сводятся к диверсификации маршрутов и переориентации трафика на более предсказуемые направления.