Налоговый мониторинг: почему компании не спешат в «счастливое будущее»

Налоговый мониторинг: почему компании не спешат в «счастливое будущее»
Самое популярное
01.05
Газовая стратегия: Россия подтвердила планы по добыче и экспорту на три года вперед
01.05
Проблемы на горизонте: малый бизнес ожидает рост просрочек и реструктуризаций в 2025 году
01.05
ЦБ предупредил: пересмотр нефтяной цены в бюджете ослабит рубль
01.05
Центробанк снизил курс доллара до 81,49 рубля на майские праздники
01.05
Неделя без поддержки: чего ждать от рубля, нефти и фондового рынка с 5 по 11 мая
01.05
БРИКС обгоняет G7: разрыв во влиянии на мировую экономику достиг рекорда
С ростом числа участников системы налогового мониторинга в России возникает всё больше вопросов о правовой и технологической стороне этой инновации. На начало 2025 года в мониторинге участвовало всего 768 компаний — менее 0,03% от всех зарегистрированных юрлиц, несмотря на то что они обеспечивают порядка 40% налоговых поступлений в бюджет. При этом государство стремится расширить охват: к 2030 году планируется втянуть до 2770 компаний.

Мониторинг был задуман как альтернатива традиционным налоговым проверкам — вместо камерального контроля и выездов инспекторов предлагается онлайн-доступ налоговиков к учетным системам компаний и согласование спорных позиций еще до их возникновения. Однако на практике всё оказалось не так гладко.

Первой проблемой стала подмена правового регулирования технологическим. Все больше норм определяется не законами, а внутренними сервисами ФНС, публикуемыми без регистрации в Минюсте. Такие «сервисы» требуют кардинальных изменений в IT-системах и бухгалтерском учете, а их игнорирование фактически исключает компанию из мониторинга. Пока штрафов нет, но обсуждение их введения уже идет.

Вторая серьезная претензия — параллельное использование новых и старых форм контроля. Несмотря на суть мониторинга как превентивной меры, налоговые органы продолжают назначать выездные проверки, прикрываясь внутренним ведомственным надзором. Это уже вызвало юридические конфликты, когда для доначислений налогов по прошлым периодам прибегают к устаревшим методам контроля.

Третья проблема — отсутствие эффективных механизмов разрешения споров. «Согласительные процедуры» — термин, который на деле не обеспечивает участия налогоплательщика. Запрос на мотивированное мнение не подлежит оспариванию в суде, а ответ может и вовсе не последовать. Это делает прозрачность и защищенность участников мониторинга формальными.

Система требует значительных вложений. В 2024 году бизнес потратил около 6 млрд рублей на внедрение и сопровождение ИТ-инфраструктуры для мониторинга. К 2030 году затраты могут вырасти почти до 22,2 млрд рублей. При этом компании вынуждены нанимать новых сотрудников — преимущественно IT-специалистов, в ущерб экспертам по налоговому праву.

Таким образом, новая система налогового контроля, несмотря на свою современную форму, несет риски правовой неопределенности и давления на бизнес. Без тщательной доработки нормативной базы и механизмов защиты участников такие инновации могут утратить доверие и создать новую волну конфликтов между бизнесом и государством.